Проектирование в строительстве
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Цена
Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Реконструкция и реставрация зданий

Понятийно-терминолгический аппарат реставрации памятников архитектуры
«Авторская поверхность» - аутентичная поверхность памятника (экстерьера, интерьера), которой определяется художественная ценность памятника архитектуры. Именно та грань, на которой Художник, в поисках творимой им красоты остановился, чтобы ее воплотить. Теоретически реставрировать можно лишь такой памятник архитек-туры (как произведение искусства) ветхость или поврежденность которого, не уничтожи-ло полностью «авторской поверхности». В противном случае, речь может идти лишь со-временной интерпретации авторского замысла, что разумеется не одно и тоже. «Авторская поверхность» - самое дорогое, «ценное» в памятнике.
Адаптация (позднелат. Adaptatio - приспособление): 1) введение в границы ох-ранной зоны памятника объектов инфраструктуры (туалеты, киоски, стоянки и т. п.);
2) то же, что и приспособление.
Анастилоз- (от греч – anastilosis - возврат к прежнему состоянию) установка на соответствующих им местах существующих аутентичных фрагментов, но перемещенных при разрушении памятника с первоначального места. Дополнения ограничиваются по-требностью удержания аутентика на месте.
Аутентик - (греч. authentikos- подлинный) - сохранившиеся первоначаль-ные, «родные» части, детали памятника архитектуры (стены, кладка, столярные изделия, скобяные изделия и т. п.), «авторская поверхность».
Аутентичность - одна из ценностей памятника, которая свидетельствует, что тер-ритория, объект или предмет являются действительным, оригинальным посланием про-шлого. От степени аутентичности памятника зависят: его документальная ценность, т.е. способность передачи информации по технике выполнения, исполнителю и вероятной дате создания и эмоциональная ценность, обусловленная тем, что позволяет непосредст-венно воспринимать оригинальное художественное произведение или материальное свидетельство событий прошлого. Объект или предмет, в котором произошла замена его оригинальной субстанции на новую, становится макетом памятника в натуральную вели-чину с ограниченной познавательной ценностью.
Движимые памятники - произведения станкового искусства, рукоделия, про-мышленные изделия, а именно иконы, картины, скульптуры, декоративные изделия, ар-хеологические находки предметы быта. К движимым также относятся произведения, которые имеют постоянную связь с определенным местом или недвижимым памятником: собственно памятники, надгробия, настенная роспись, архитектурный декор.
Девастация (от nar.devastatio- опустошение) - процесс разрушения памятника в результате полной его запущенности: отсутствия досмотра и ремонтов, вредного воздей-ствия от несоответствующего приспособления, лишение объекта конструктивных эле-ментов (напр., перекрытий) и декора.
Дополнения - 1) заделка брешей, заполнение лакун, восстановление утраченных участков поясков и карнизов, восстановление сбитого при перестройках декора, балясин и т. п. Чаще всего реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытий и до-полнений. 2) то же что и реновация.
ICCROM - (International Center for Concervation - Международный центр консер-вации) - создан в 1959 г. при UNESCO с главной квартирой в Риме. Накапливает и рас-пространяет информацию и документацию, организует, проводит и координирует иссле-дования, дает консультации в области защиты и реставрации памятников. Проводит курсы по усовершенствованию специалистов по реставрации памятников архитек-туры, монументальной живописи, бумаги.
ICOMOS - (International Council of Monuments and Sites - Международный совет по памятникам и историческим местам) - филиальная организация при UNESCO, создан-ная в 1965 г. Органами ICOMOS являются: Генеральное собрание, исполнительный комитет, рекомендательный комитет, нацио-нальные комитеты и специализированные международные комитеты (по историческим городам, консервации древесины и камня, по документации, профессиональной подго-товке и т. п.). Комитеты организуют конференции, симпозиумы, семинары, встречи спе-циалистов и экспертов, результатом которых являются постановления, рекомендации и директивы с обобщением выработанных во время встреч общих отношений к определен-ной проблеме реставрации. Имеет издания на английском и французском языках: «Monumentum», «ICOMOS Bulletin», «ICOMOS Nouvelles».
Иконографии памятники- (от греч. eikonographia- изображение)-изображения, полученные из разных источников и выполненные в разной технике, которые изобража-ют вид памятника в прошлом. Это могут быть оригинальные произведения изобрази-тельного искусства, их репродукции и копии, материалы картографии, проекты, материа-лы инвентаризации, кино и фотоснимки, иллюстративная часть исполнительской документации.
Инженерная консервация - временная защита аварийных памятников (подпорки, навесы, затяжка, частичная разгрузка несущих конструкций и т.д.) от разрушения. Комплекс противоаварийных мер для последующего включения памятника в бо-лее широкий спектр реставрационных работ.
Инженерная реставрация - сложный комплекс работ по защите памятника от длительно действующих негативных факторов с предшествующими комплексными на-учными исследованиями, предусматривающие возможность последующего раскрытия памятника, выявлении ценных в художественном отношении элементов (усиление фундаментов, несущих конструкций, обеспечение температурно-влажностного режима, укрепление аутентичных материалов, биологическая защита и т. д.). Рассматривается как основной вид работ, особенно на наиболее ценных, древних, уникальных памятни-ках. Консервацией ограничиваются работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера исполнителя.
IN SITU- (от лат. in situ- на месте)- означает сохранение памятника на месте по-стоянного размещения. Противоположным от «in situ» способом сохранения является пе-ренос памятника.
Инвентаризация - (от франц. Inventarisation - составление инвентаря) представ-ление вида памятника в изобразительной или описательной форме: обмерной и геодези-ческой (чертежи в масштабе), фотографической, дендрологической (план растительности с обозначением сортов, высоты и размеров кроны), описаний принятых в соответствии с принятыми нормами. Другая форма - составление картотек и каталогов памятников по топографическому и предметному принципу.
Консервация (лат.conservation- сохранение): 1) совокупность мер обеспечиваю-щих длительное хранение историко-культурных ценностей в дошедшем до нас виде. По Венецианской Хартии единственно бесспорный вид ревалоризации. 2) выделяются два вида:
- инженерная консервация и научная консервация (инженерная реставра¬ция)
- то же что и фрагментарная реставрация.
Консервация памятника ландшафтной архитектуры – сохранение объекта в границах охранной зоны, запрет на смену окружения, грозящего нарушить биогеоценоз объекта (мелиорация, осушение, дороги, промышленные предприятия).
Копия – точное повторение существующего памятника, выполненное в масштабе 1 : 1. Выполнение копий движимых памятников используется в случаях необходимости замещения оригинала, который невозможно сохранить реставрационными методами или он находится под угрозой хищения. Выполнение копий памятников архитектуры встре чается очень редко. В скансенах возводятся копии построек из кирпича или камня, пото-му что из-за плохой сохранности либо по другим причинам они не могут быть перенесены, но необходимы для создания экспозиционной завершенности (придорожные каплич-ки, межевые столбы и т.п.).
Лакуна (лат. lacuna – углубление) отсутствие на фасаде детали, как правило, по-вторяющейся (отсутствие балясины в балюстраде, колонны в колоннаде, сухарика, ден-тикулы и т.п.), внешний вид и параметры которой можно документально точно восстано-вить.
Локальная рекомпозиция – прием в практике консервации руин. Выявление плана сооружения. Утраченные участки стен, места столбов, колонн обозначаются условно – рисунком. Замещения, установкой на место отдельных деталей, колонн, просто блоков камня.
Музеи на открытом воздухе, под открытым небом, этнографический парк. – см.Скансен.
Научная консервация – то же, что инженерная реставрация.
Недвижимые памятники – объекты, которые имеют культурно-историческую ценность и не могут быть перенесены на другое место: археологические комплексы, па-мятники строительства и архитектуры, градостроительства, ландшафтной архитектуры, кладбища, аллеи, инженерные сооружения. Практика переноса деревянных построек не изменяет их характеристики как недвижимых памятников.
Новодел – воссоздание заново полностью утраченных памятников, «макет в нату-ральную величину» (пример: Храм Христа Спасителя в Москве) не может рассматри-ваться как реставрация и сами сооружения не могут считаться памятниками архитектуры (если не будут признаны таковыми последующими поколениями, но уже памятниками того периода в который они были заново отстроены).
Перемещение памятников (трансфер) – перенос памятника, который преду-сматривает его разборку и монтаж на другом месте, либо передвижку здания без разбор-ки. Со второй половины 19 века до 30-х годов 20 века предпринимались успешные по-пытки передвижения каменных зданий от двухэтажных до многоэтажных в России, США, а затем в СССР на расстояния нескольких сотен метров. Согласно Венецианской Хартии не допустимо, за исключением случаев, когда перемещение является единствен-ным средством спасения памятника.
Приспособление – 1) замена первоначальной функции памятника под нужды вла-дельца или нанимателя. Неизбежные при этом изменения могут ограничиваться частич-ными функциональными добавлениями, или полной переменой планировочной структу-ры (в зависимости от ценности и охранности). В каждом случае приспособления необхо-димо охранять мемориальные ценности памятника и его субстанции. Важнейшая задача приспособления, от которого зависит судьба памятника правильный выбор новой функ-ции. Приспособление памятника архитектуры под современные нужды является наи-меньшим средством их продолжительного сохранения; 2) то же, что адаптация; 3) то же, что использование; 4) то же, что реабилитация.
Раскопки (консервация руин). Под руинами понимаются сооружения, имеющие большие разрушения и дошедшие до новейшего времени в разрушенном виде и в таком состоянии осознаны как памятники Венецианской Хартии. Призывает отказаться для та-ких памятников от восстановления и ограничиться консервационными методами с мини-мальными дополнениями: консервация, анастилоз, локальная рекомпозиция.
Раскрытия – удаление закладок проемов, интерколумниев, экспозиция аутентич-ной кладки, фрагментов древней росписи. Причем необходимо убедиться не таят ли в се-бе удаляемые элементы в скрытом виде ценных остатков, к какому периоду времени они не относились. Раскрытие не допустимо, если он создает угрозу устойчивости здания или ухудшает условия его сохранения.
Реабилитация (лат. rehabilitatio – возвращение дееспособности). 1) то же, что приспособление; 2) то же, что ревалоризация (1).
Ревалоризация (фр. revalorisation – возвращение утраченной ценности). 1) дея-тельность, направленная к приведению недвижимого памятника к состоянию, при кото-ром возможно полное восприятие его мемориальных ценностей. Ревалоризации подвергаются отдельные памятники архитектуры, ансамбли, исторические застройки городов, парки, археологические памятники. Процесс ревалоризации предусматривает в комплек-се такие действия, как реставрация, приспособление, раскрытие; 2) любое действие на-правленное на спасение недвижимого памятника (универсальный термин, поскольку на практике часто трудно провести границу между реставрацией и консервацией, реконст-рукцией и приспособлением): реставрация, консервация, реновация, регенерация и т.п., кроме фрагментарной реставрации.
Ревалоризация памятников ландшафтной архитектуры – самостоятельный и наиболее сложный раздел реставрации, требующий больших специальных знаний, т.к. помимо архитектурных памятников и малых архитектурных форм, основным материалом в руках архитектора служат элементы природы: рельеф, вода, горные породы, раститель-ность и т.п. Естественные изменения, рост и старение с момента создания памятника ландшафтной архитектуры – свидетельство его подлинности. Диапазон ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры широк: от регенерации исторических центров с плотной застройкой и отсутствием водных и зеленых пространств до возвращения исто-рического природного антуража отдельному архитектурному строению (каплице, мель-нице и т.п.). К объектам ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры также от-носятся: старинные парки, кладбища, укрепленные районы, каналы, природные ланд-шафты и т.п.
Существуют следующие виды ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры: содержание, консервация, реституция, реставрация.
Ревитализация (лат. re… и vitalis – возвращение к жизни) – комплекс мер, на-правленных на восстановление и использование памятников архитектуры по первона-чальному значению.
Регенерация (лат. regenero - вновь произвожу): 1) регенерация реставрационная научно обоснованное заполнение лакун исторической застройки; 2) регенерация архитек-турная – реконструкция исторической застройки с фальсификацией новых зданий «под старину»; 3) тоже, что реновация.
Рекапитуляция (лат. recapitulation – повторение) тоже, что новодел.
Реконструкция (от re и лат. constructio – повторное построение): 1) восстанов-ление первоначального облика населенного пункта, архитектурного ансамбля, или от-дельного памятника по остаткам, или письменным источникам. Выполняется в виде чер-тежа, макета, скульптуры, рисунка. Научно аргументированная – ценный материал для последующей реставрации; 2) реконструкция реставрационная – тоже, что и приспособ-ление с элементами рекреации; 3) реконструкция архитектурная – коренное переустрой-ство населенного пункта, квартала, отдельного здания, вызванная функциональными со-циально-экономическими, социально-гигиеническими, архитектурно-художественными требованиями; 4) тоже, что реновация.
Рекреация (польск. Rekreacja – отдых, оздоровление) – включение в памятник но-вых достижений науки и техники, с целью создания оптимальных санитарно-гигиенических условий и комфорта при приспособлении памятников под жилье, учреж-дение здравоохранения и туризма.
Ремонт ( фр. remonte – исправление) – улучшение технического состояния и по-вышение эксплуатационных качеств памятника без искажения существующего архитек-турного облика (ремонт и окраска кровель, водостоков, покраска фасадов, столярных из-делий, восстановление отмостки и т.п).
Реновация (лат. renovatio – обновление): 1) частичный новодел; 2) целостная рес-таврация; 3) архитектурная регенерация, реконструкция.
Реставрация (лат. restauratio – вернуть к прежнему состоянию) – укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных, искаженных памятников ( как частный случай, направленное на возвращение первоначального облика) с целью сохранения ис-торико-художественного значения. Согласно Венецианской Хартии «… должна произво-диться в исключительных случаях, причем реставрационные работы не должны нару-шать старых субстанций и должны опираться на подлинные документы. Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза». Различают: фрагментарную реставрацию и целостную реставрацию.
Реставрация памятника ландшафтной архитектуры – глобальное восстанов-ление объекта. Реставрация, как не парадоксально, может быть осуществлена только це-ной уничтожения подлинных старых насаждений, что недопустимо согласно Флорентий-ской Хартии. Как правило, реставрация идет по пути компромисса. В результате, задача реставрации достигается не полностью. В случае полной реставрации или восстановле-ния полностью утраченного памятника - действия именуются новоделом.
Реставрация интерьеров и памятников искусства в них. Различают: фрагментарную – необходима в объектах с сохранившейся исторической планировкой и отделкой и целостную – допустима в полностью перепланированных объектах, либо полностью утративших внутреннее убранство. Этот вид реставрации выполняется с привлечением высококвалифицированных художников-реставраторов соответствующего профиля. Ру-ководство работами осуществляет архитектор-реставратор - автор проекта. 
Реставрация памятников истории – восстановление ценных в историко-мемориальном значении зданий и сооружений, даже, если они не являются памятниками архитектуры. Базируются на тех же принципах, что и реставрация памятников архитектуры. Различают: фрагментарную и целостную. 
Реституция (лат. rectitutio – возвращение) – 1) восстановление выпавших объек-тов композиции (рекомпозиция); 2) возвращение памятнику аутентичных элементов экс-терьера и интерьеров, перемещенных в другие здания, вывезенных за границу и т.п.
Сигнация (лат. signo – указываю, обозначаю) – зрительное выявление (как прави-ло значительных) дополнений. Оконтуривание цветным или заглубленным швом, ис-пользование кирпича с маркировкой, применение контрастных по цвету и фактуре мате-риалов и т.д. Контрастная сигнация применяется только для археологических объектов, нюансная для объектов, обладающих композиционной целостностью.
Скансен (от шведского skansen – шанец), музей на открытом воздухе, под откры-тым небом, этнографический парк, распространенное в мире название, принятое по при-меру первого музея, открытого в 1891 г. на острове Дьюргарден в Стокгольме. Характер-ными чертами скансена, в отличие от других музеев, являются: а) наличие в экспозиции деревянных и каменных построек, сохраненных на месте, либо перенесенных; б) экспо-зиция охватывает окружающее пространство под открытым небом, которое содержится как природный, хозяйственно обработанный сельский или парковый пейзаж; в) ком-плексное экспонирование построек и предметов труда и быта, размещенных в соответст-вии с выбранным периодом прошлого; г) содержание экспозиции раскрывает жизнь об-щественных классов, слоев и групп. С 1986 г. открыт для посетителей Белорусский госу-дарственный музей народной архитектуры и быта около Волчковичского водохранилища на р.Птичь под Минском.
Содержание памятника ландшафтной архитектуры – создание условий для нормального существования растений (цикличная замена уже выращенных насаждений), архитектурных объектов (текущий ремонт).
Субстанция памятника – сформированное художником, ремесленником, работ-ником или машиной вещество, из которого выполнен памятник. В субстанции памятника заложена его аутентичность. Утраты субстанции памятников архитектуры, художествен-ных произведений, а также допромышленных памятников материальной культуры явля-ются необратимыми утратами. Принципы реставрации позволяют замену на новый мате-риал тех составляющих, которые по своей природе являются заменяемыми (напр., покрытие крыши). Для памятников материальной культуры промышленного происхожде-ния утраты субстанции не являются необратимыми, если отсутствующие составляющие будут заменены оригинальными сменными деталями или комплектами.
Трансфер (лат. transfero – переношу) тоже, что перемещение памятника.
Фрагментарная реставрация (аналитический метод реставрации). Полностью соответствуют современным концепциям реставрации, положениям Международных Конгрессов реставраторов. Отличается: - отсутствием стремления к стилистическому единству; - признание ценности позднейших наслоений; - ограничение восстановлением элементов, форма которых может быть безупречно документирована. Фрагментарная реставрация – расширение сферы консервации и между ними не всегда возможно провести четкую границу. Включает в себя: раскрытия, дополнения, сигнации, экспозиции аутентичной кладки и т.п.
Целостная реставрация (синтетический метод реставрации). Направлена на полное восстановление облика памятника. Наиболее бесспорна правомерность целостной реставрации для памятников, получивших разрушения и утраты уже в настоящее время. Обязательным условием при этом должно быть наличие подавляющего большинства не-обходимых обоснований, сведение домысла к минимуму – реставрация «на дату самой реставрации».
Принципиально противопоставлены современным теоретическим взглядам рес-таврации и положениям Венецианской Хартии следующие концепции целостной рестав-рации: реставрация «на оптимальную дату», реставрация «на возвращение первоначаль-ного облика», реставрация «на единство стиля».

Случайные статьи:

  1. Какова специфика проектирования инженерных сетей и оборудования в памятниках архитектуры?
  2. Содержание системы технической эксплуатации зданий
  3. Понятийно-терминолгический аппарат реставрации памятников архитектуры
  4. Перечень основных видов работ, выполняемых при реставрации
  5. Международная Хартия Исторических парков.Флорентийская хартия.
  6. Особенности электроосвещения и электрооборудования в памятниках архитектуры
  7. Понятие археологии
  8. ЗАКОН РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ Б АХОВЕ ГIСТОРЫКА-КУЛЬТУРНАЙ СПАДЧЫНЫ РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ Прыняты Палатай прадстаўнiкоў 12 снежня 2005 года
  9. СБОР ДАННЫХ В АРХЕОЛОГИИ
  10. Маркировка ворот
Категория: Реконструкция и реставрация зданий | Добавил: tp9 (10.03.2013)
Просмотров: 5081 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Археология и история архитектуры [13]
Архитектура [10]
Техническая эксплуатация зданий [23]
Технология строительного производства [1]
Реконструкция и реставрация зданий [17]
Ротатор
People-Group
WMlink.ru
Так.ру
Copyright MyCorp © 2024