Проектирование в строительстве
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Цена
Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Археология и история архитектуры

Классические ордерные системы

Архитектурный ордер художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, отличающихся общим характером композиции, строго установленными составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (обломами) и орнаментом.

Название ордер происходит от латинского «огсdо» — строй, порядок. Это название впервые встречается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н.э. Витрувия, автора трактата «Десять книг но архитектуре». Сам Витрувий утверждал, что при описании закономерностей ордерных композиций он пользовался более ранними трудами греческих авторов (вероятнее всего эллинистического периода).

Основные греческие ордера - дорический и ионический - встречаются уже в первых известных науке полностью каменных сооружениях в первой половине VI в. до н.э. Третий греческий ордер — коринфский.

Главные части греческого ордера:

— основание (обычно ступенчатое), называемое стереобат, покоится на верхнем ряде кладки фундамента, несколько поднятом над уровнем земли; верхняя ступень стереобата называется стилобат, иногда, впрочем, так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны:

— вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции;

— верхняя, завершающая, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, в котором, в свою очередь, различают три части:

1) архитрав, в переводе с греческого — главная балка, опирающаяся на колонны и передающая на них все нагрузки от выше расположенных частей здания;

2) фриз — средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом, несущая, как правило, большую декоративную нагрузку;

3) карниз — венчающая часть ордера, над которой располагается кровля.

Противопоставление несущих и несомых частей здания, выявление в архитектурной форме статической работы каждого элемента и соотнесение его с другими элементами, расположенными выше и ниже, составляют основу выразительности ордерной системы. Такой принцип архитектурной выразительности называется тектоникой.

Одна из наиболее важных для архитектора черт классического ордера — сомасштабность человеку. Приведенный далее в хронологическом порядке перечень греческих храмов, дает представление о том, насколько разнились размеры ордерных построек. При изменении геометрических размеров сооружения пропорциональность частей ордера не изменяется. Оказывается, что маленькое камерное святилище и грандиозный храм одинаково сомасштабны человеку. Ни одна другая известная современной теории архитектуры архитектурная система не позволяет проектировщику создавать различные по размеру сооружения без изменения пропорциональных соотношений.

Еще одна особенность греческих ордерных построек эпохи высокой классики — это то ощущение собственной огромности, величественности, которое ощущает тонко чувствующий человек, поднимаясь но ступеням храма. Данный эффект, бесспорно, носит субъективный характер, но он фиксируется в работах очень многих исследователей. В отличие от большинства архитектурных систем древности и средневековья греческий храм не подавляет пришедшего к нему человека, но возвеличивает его. Этот эффект достигается исключительно за счет выверенных многими поколениями архитекторов пропорциональных соотношений различных частей ордера, их взаимосвязи с пропорциями фигуры человека, благодаря исключительному пониманию закономерностей и особенностей человеческого восприятия.

Материал подготовлен по книге: А.А. Мусатов АРХИТЕКТУРА античной Греции и античного Рима. Зарисовки к экзамену по Всеобщей истории архитектуры. 

Случайные статьи:

  1. Техническое обслуживание и ремонт окон, дверей и световых фонарей.
  2. Проектирование подвалов. Технические подполья.
  3. Вопросы по ордерам
  4. Основы диагностики технического состояния зданий
  5. ДОМА ЖИЛЫЕ ОДНОКВАРТИРНЫЕ И БЛОКИРОВАННЫЕ. Строительные нормы проектирования.
  6. Техническая эксплуатация лестниц
  7. Классификация окон
  8. Методы защиты бетонных и железобетонных конструкций от коррозии
  9. Понятийно-терминолгический аппарат реставрации памятников архитектуры
  10. Содержание системы технической эксплуатации зданий
Категория: Археология и история архитектуры | Добавил: tp9 (22.03.2013)
Просмотров: 2147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Археология и история архитектуры [13]
Архитектура [10]
Техническая эксплуатация зданий [23]
Технология строительного производства [1]
Реконструкция и реставрация зданий [17]
Ротатор
People-Group
WMlink.ru
Так.ру
Copyright MyCorp © 2024