Проектирование в строительстве
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Цена
Поиск
Статистика
Главная » Статьи » Археология и история архитектуры

ГРЕЧЕСКИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
 Название дорического ордера происходит от наименования дорийских племен, вторгшихся в Эгейский мир с севера на рубеже XII—XI вв. до н.э. и положивших конец преобладанию ахейцев в крито-микенской культуре. Дорийцы расселились, в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер. Каменные ордерные постройки как целостные и художественно выверенные композиции, обобщившие строительные традиции и образы деревянной архитектуры, появляются в начале VI в. до н.э. Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неукрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога. Дорический ордер скуп в применении декора, он сам является основным выразительным элементом строения — в той же степени, что и конструктивным. В дорическом ордере колонна лишена базы, она устанавливается непосредственно на стилобат. Дорические колонны достаточно массивны: в первоначальных каменных постройках отношение их диаметра к высоте колебалось около 1:4,5—1:5. В дальнейшем пропорции колонн становились более легкими, в величайших произведениях греческой архитектуры соотношение составляет 1:5,48 как в ордере Парфенона и Пропилеев, но никогда не достигает изящества ионического ордера. Ствол колонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола, визуальная «припухлость» колонны в этой части называется энтазис. Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра — французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 20. Капитель (от позднелатинского — головка) -венчающая часть колонны или пилястры, на которую визуально опираются расположенные выше несомые элементы. В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами гинотрахелиона или шейки , таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки. Абака (по-гречески — стол) — квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера. Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) — круглый в плане элемент, напоминающий! подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки о прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти. 
Интересно почитать

Антаблемент дорического ордера состоит из трех обязательных элементов; архитрава, фриза, карниза. Дорический архитрав (французское слово, происходящее от греческого «архи» главный и латинского « граве» - балка) - гладкий, без каких-либо членений или декоративных элементов. Сверху архитрав завершается небольшой полочкой, называемой тения (греческий термин).Дорический фриз (от французского - украшение) состоит из триглифов (oт греческих слов три и вырезывать, здесь имеется в виду та особенность триглифа. что вырезы обычно оставляют на фасадной плоскости три вертикальных полосы) и метоп (греческое слово, которое обозначало, кроме прочего, пространство между глазами). Греки именовали дорический фриз «триглифон» — oт названия наиболее важного элемента. Триглифы — вытянутые по вертикали прямоугольники, поверхность которых лежит в одной плоскости с фасадной стороной архитрава. Поверхность триглифа, как уже было сказано, усложнена вертикальными врезами — по два полных в середине каждого триглифа и по краям два половинных, они как бы осуществляют переход от триглифа к метопе, которая слегка заглублена по фасадной плоскости относительно триглифа и архитрава. Триглифы изображают горцы балок перекрытия, опирающихся на архитрав, а метопы — это доски, закрывающие пространства между балками, как это было в деревянных прототипах каменных храмов. Метопы имеют почти квадратную форму (чуть вытянуты по горизонтали), в классических памятниках они часто украшались скульптурными горельефами. С нижней стороны тении под каждым триглифом располагалась небольшая дополнительная полочка —регула (по латыни — прямая палка), украшенная шестью капельками (их латинское название гутты). На каждый интерколумний (латинское название пролета между колоннами) приходились по три триглифа и две метопы. Триглифы располагались по осям колонн и в середине интерколумния. Исключение составляют угловые триглифы, которые смещены с оси колонны в сторону угла здания так, что два триглифа, принадлежащие разным фасадам, соприкасаются гранями. При сохранении общей системы разбивки осей триглифов угол антаблемента оказался бы обработан двумя фрагментами метой (от 1/4 ДО 1/з ширины рядовой метопы). Кроме того, оказалось бы, что угол здания на уровне фриза западает по отношению к плоскостям архитрава, что нарушило бы общую гармонию сооружения. Излишнее расстояние, получающееся от перемещения крайнего триглифа, распределяется постепенно между метопами, так что при натурном восприятии разница в их размерах практически незаметна. Такое решение было найдено античными зодчими, и руководствовались они при этом исключительно соображениями эстетики. Традиционная разоивка фриза - наиболее устойчивый прием, сложившийся раньше, чем окончательно устоялись другие формы ордера, и продержавшийся вплоть до поздних эллинистических произведений. Карниз (немецкое слово) или, иначе, гейсон (греческий термин) - венчающая часть антаблемента. Карниз резко выступает вперед, нависая над остальными частями антаблемента и защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита, прямая в ранних памятниках и с небольшой подрезкой снизу слезником, предотвращающим подтекание дождевой воды - в классических произведениях. Нижняя поверхность плиты снабжена прямоугольными выстуами - мутулами (по латыни «мутул» - один из моллюсков, речь, по всей вид и мости, идет о его раковине). Мутулы в ордере изображают элементы, закрывающие нижнюю часть стропил. В деревянных прототипах каменного ордера доски, закрывавшие стропила, кренились бронзовыми гвоздями. Мутулы, соответственно, снабжены круглыми капельками, они располагались в три ряда, а в ряде их было по шесть - точно так же, как и капель под регулами. На главном (торцевом) и боковом фасадах дорического ордерного сооружения карниз решается по-разному. С торцовой стороны здания над карнизом расположена стена треугольного очертания, несколько заглубленная относительно плоскости архитрава и фриза. С боковых сторон эта стена обрамлена наклонными краями скатов кровли, обработанными такими же профилями как и карниз, замыкающий этот треугольник снизу. Весь треугольник с окружением в виде карнизов имеет наименование фронтон (от французского слова, имеющего значения: лоб, лицо, вершина), а треугольная стена без окружения называется тимпан (по-гречески - бубен). Наклонные карнизы фронтона отличались от горизонтального наличием симы (от греческого слова, имеющего значения «курносый», «вздернутый»). Сима водосточный желоб, который в своей нижней части заканчивается водометом в виде головы льва. Поле фронтона часто украшалось скульптурой: барельефом, горельефов или статуарными группами, по углам фронтона располагали акротерии (скульптуры или орнаментальные украшения). Карнизы боковых, продольных фасадов делались как с симой, так и без симы, в этом случае скат кровля замыкал особый ряд вертикальной лобовой черепицы, украшенной порезкой (антефикс). Скульптура храма, а также отдельные детали фриза и карниза, могли быть полихромными, в расцветке преобладали, предположительно, красный и синий, возможно желтый тона. Это должно было придавать ордерным композициям более декоративный характер, делать их наряднее, праздничнее. Однако вопрос о полихромной расцветке греческих храмов в научной литературе остаётся открытым.

Материал подготовлен по книге: А.А. Мусатов АРХИТЕКТУРА античной Греции и античного Рима. Зарисовки к экзамену по Всеобщей истории архитектуры. 

Случайные статьи:

  1. Конструктивные схемы зданий
  2. Как происходит взаимодействие памятника архитектуры и его элементов с окружающей средой?
  3. Методы защиты деревянных конструкций от разрушения
  4. Объекты Всемирного Наследия в Республике Беларусь
  5. Классические ордерные системы
  6. Понятие археологии
  7. Защита конструкций от увлажнения и их осушения
  8. Методы защиты металлоконструкций от коррозии.
  9. Классификация окон
  10. Особенности Античной греческой архитектуры
Категория: Археология и история архитектуры | Добавил: tp9 (11.04.2013)
Просмотров: 4082 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Археология и история архитектуры [13]
Архитектура [10]
Техническая эксплуатация зданий [23]
Технология строительного производства [1]
Реконструкция и реставрация зданий [17]
Ротатор
People-Group
WMlink.ru
Так.ру
Copyright MyCorp © 2024